11.12.2015 00:20 Казачество – национальное достояние России | |
До сих пор процесс возрождения казачества шёл практически стихийно. Первичная массовая самоидентификация казаков породила фактически казачью массу, но не сформировала единую организованную казачью общность. Такой стихийный процесс возрождения казачества себя исчерпал. В связи с этим ПЕРВЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ для казачества на данном этапе должно стать формирование казачьей общности, среды обитания, создания системы жизнедеятельности и жизнеобеспечения. И делать это нужно целенаправленно с учётом реальной ситуации, современных условий, не надеяться на стихию и самоорганизацию. Переход от стихийного, постепенного становления казачества к целенаправленному и организованному предопределит смену всей стратегии возрождения казачества, повлияет на сам процесс возрождения. Эта смена подхода и стратегии должны найти своё отражение в директивном документе, принятом большинством казачества - Доктриной становления казачества на современном этапе. Необходимо признать, что существующие формы организации казачества, продолжают демонстрировать бессилие в условиях продолжающейся экспансии на русские земли. Создаётся угроза национальным интересам России и русского народа через разворачивающийся процесс криминального изъятия земель и вытеснения русского населения, в том числе потомков казаков, с собственных территорий. Формальные казачьи организации показывают свою беспомощность перед реальными угрозами. О казачестве сегодня говорят и пишут много, причем оценки самые противоречивые. Одни видят в казачьем движении «театрализованное шоу с лампасами», пишут о «ряженых горлопанах», стремящихся решать дела одним подкручиванием усов, толкуют об обреченности возрождающегося казачества. Другие оценки строятся на том, что казачество — «великая, еще не востребованная сила», «традиции казачьего народовластия — это живой ресурс российской демократии», «интересы казачества состоят в скорейшем проведении российской программы реформ». Судьба казачества — это большой государственный вопрос, медлить с решением которого все опаснее. Смысл существования казачества исторически составляла способность и готовность к обороне и охране территории страны. Вне этих функций, оно перерождается в карнавальную и маскарадную потеху. Не входя в спорное обсуждение, следует считать казаков отдельным субэтносом или сословием (они сочетали в себе черты того и другого), мы обращаем внимание на то, что в «имперскую» эпоху именно казачество выработало оптимальную форму экономического, военного и управленческого уклада для части народа, живущей в непосредственном соприкосновении с инокультурной, а зачастую – и враждебной средой. Присутствует ли такая среда в России сегодня? Более, чем когда-либо! В настоящее время уже получили определенное завершение формы организации казачьего движения. В основу положена военно-административная модель управления, имевшая место в XIX в. Всё чаще в казачьих организациях рассматривается вопрос создания общероссийской общественно-государственной казачьей организации с гражданским и военным управлениями, где нашли бы своё место и общественные и «реестровые» казачьи объединения, которые будут построены на исторически традиционных для казаков принципах круговой демократии, православия, веротерпимости, свободного хозяйственного развития. Л.Н.Толстой считал, что «вся история России сделана казаками». И хотя в этом высказывании, безусловно, есть преувеличение, но, окинув внимательным взглядом историю Российского государства со времен Ермака, можно констатировать, что все значительные военные и политические события в России не обошлись без участия казачества. Не случайно в среде возрождающегося казачества есть мнение, что казаки спасут мир. Конечно, ошибкой было бы видеть в сегодняшних казаках точное воспроизведение облика тех древних племен и народов, из которых сформировалось казачество. Казаки на протяжении многовековой своей жизни прошли ряд изменений и появились на арене современности несколько иными, чем были их предки. Если даже оставить в стороне этнический, культурный и военный аспекты, то казачество как социальная общность, отнюдь не является общественным архаизмом, у него есть будущее и не только в рамках собственно казачьих регионов. Именно на основе традиционного казачества возможно создание новых форм социального общежития своеобразного "православного социализма", когда духовно-религиозная жизнь вокруг церковного прихода может сочетаться с традициями самоуправления на основе низовой социальной самоорганизации. Однако реальное возрождение (а вернее создание заново) нового казачества возможно только при условии переосмысления современного состояния России и российского общества, создания хоть каких-то реально служащих общественной консолидации духовных и социальных институтов. В.Ф. Никитин | |
Внимание! Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 0 | |