Главная / Казаки ВБКВ Рязанщины почтили память своих предков!

Казаки ВБКВ Рязанщины почтили память своих предков!

27.08.2019 12:16
Казаки ВБКВ Рязанщины почтили память своих предков!

Одним из Решений V Большого отчетно-выборного Круга Союза Казаков Воинов России и Зарубежья было принято: всем региональным отделениям СКВРиЗ разработать программы воссоздания и широкого использования памятников культуры казачества, исторически значимых мест захоронения. Совместно с РПЦ проводить ежегодно общественно-полезные Дни исторической памяти героической деятельности казачества. Обозначать такие места специально изготовленными памятными знаками с проведением крестных ходов и торжественных казачьих обрядов.

Рязанский отдел Великого Братства Казачьих Войск которое входит в состав СКВРиЗ во исполнение решения 5-го большого круга приняло активное участие в выполнение поставленной задачи.

В связи с этим в апреле 2019 года в Путятинском районе Рязанской области проведена межрайонная научно-практическая конференция «Путятинская земля – родина первых русских побед!». Цель конференции: ввести в научный и общественный оборот неизвестные сведения по истории Путятинского края, создание условий для дальнейшего развития муниципального образования на основе культурно-исторического наследия, отобразить вклад местного края в историю и культуру Рязанской области.

21 августа в Путятине прошла встреча члена центрального штаба Общероссийского народного фронта, председателя Российского союза сельской молодежи Юлии Оглоблиной с активистами и жителями Путятинского района.
Особым моментом встречи стало обсуждение проекта развития села Путятино и района в целом через брендирование территории как исторического поселения — места первой победы русских воинов над татаро-монголами. В завершении встречи все участники выразили надежду, что в августе следующего года они непременно увидят реконструкцию боевых сражений русских воинов с татаро-монголами на реке Шиш в Путятинском районе и фестиваль посвященный битве на реке Шиш будет проводиться ежегодно.
24 августа 2019 года, в с. Глебово Путятинского муниципального района открыт и освящен памятный знак «Битва при Шишевком лесе в 1365 году». В честь русских православных воинов (казаков в том числе) победителей в битве у Шишевского леса, у памятного знака администрация района и казаки ВБКВ посадили молодые дубки, как символ силы, мужества, выносливости и благородства.

Историческая справка

Рязанское приграничье, как основа зарождения казачества

Первые сведения о казаках, вольных людях, селившихся на окраинах Рязанского княжества, в Диком поле, относятся к середине XV века. На землях, где заканчивалась Русь, между владениями рязанских князей и ордынскими кочевьями, в степном приграничье, стали селиться русские люди. Земли здесь было много, однако и условия жизни являлись сложными — в ближайшем соседстве находилась беспокойная и весьма агрессивная Орда. Казачьей вольнице приходилось лавировать, искать расположения и татарских ханов, и русских правителей.

Первое документальное упоминание о Рязанских казаках- 1444 год. Предки Рязанских казаков положивших начало русскому казачеству, непрерывно воевали в составе княжеских дружин или рядом с ними. В русских летописях, как до сих пор считалось, первое упоминание о казаках - рязанских - относится к 1443-1444 годам (наиболее полное - в Ермолинской, а из позднейших - Никоновской летописи).

Историки до сих пор спорят о происхождении казаков. Существует несколько гипотез, которые можно условно разделить на "тюркскую", "хазаро-кавказскую" и "славянскую". Сторонником первой был известный русский историк Г.В. Вернадский, второй - русский историк, основатель "теории пассионарности" Л.Н. Гумилев, славянскую теорию отстаивал известный украинский историк В.М. Литвин. Есть еще "вятская" теория, которую обосновал Евграф Петрович Савельев, известный историк донского казачества.

По моему скромному мнению, "истина лежит, где то рядом". Вольные сообщества православных касогов и ясов (черкесов и осетин), называемых иначе "черкасы", смесь беглых славян с торками и берендеями - бродники, вольные ватаги вятских ушкуйников, хлыновцы, а так же половцы, ногаи, беглые русские, все они приняли участие в этногенезе казачества. Именно поэтому Российский историк Ключевский и связывал этот вольный народ рязанского пограничья с Диким полем, как родоначальный будущих казаков. Одно, безусловно, казаки - это русский субэтнос, с русским языком, хотя и перенасыщенным тюркизмами, с православной верой, который со временем превратился в отдельное сословие в составе Российской Империи.

Как бы то ни было, вторая составляющая возникновения казачества - это татаро-монгольское нашествие на Русь, с возникновением пустых пространств, малоподчиненных кому бы то ни было и от того очень привлекательных для любителей воли, свободной жизни, и лихих разбойничьих набегов. Однако формирование казачества связано с ослаблением и последующим расколом Орды. С 40—х годов XV в. казачество становится регулярно упоминаемым в источниках (у Самарканди, в Никоновской и Ермолинской летописях и других источниках). Изначально казаки, как и ушкуйники, в основном промышляли набегами и разбоем, без особого деления на кого нападать, - на татар или на русских православных. Бродники еще в 13 веке выступали в сражениях на стороне Орды (хотя уже тогда были православными), то же самое можно сказать и о касогах и ясах. Однако, русские князья быстро поняли, что эту силу можно использовать для охраны русского пограничья с осколками Орды.

Основное предназначение казачества было и есть - военная служба, охрана рубежей государства Российского.

Географическое положение Рязанского княжества ставило его под удар степняков с юга и московских князей — с севера. Укрепляя свою южную границу, московские Даниловичи в первой половине ХIII столетия отняли у рязанских князей Коломну и некоторые волости по левому берегу Оки. Распад Золотой Орды, начавшийся в середине XIV века, выразился в фактической самостоятельности некоторых татарских «царевичей». Они захватывали целые области в Среднем Поволжье, свершали набеги. Противодействие этому «степному пиратству» стала постоянной заботой рязанских князей. Особенно отличился на этом поприще самый известный рязанский правитель той эпохи князь Олег Иванович.

В юго-восточной части Великого Рязанского княжества, т.е приграничье с Диким полем, простирался лесной массив "Большой» лес вдоль «Большой» дороги к Дикой степи, по которой прошла Орда. Это была, по сути, тайга. От будущего Шацка к Старой Рязани шла «Большая» дорога, закрытая с запада от р. Ярославки и р. Крутицы «Шишевским лесом», который простирался до с. Карабугино (ныне с. Карабухино Путятинского района). Рядом был торговый путь по Паре с Оки на Дон. Об этом красноречиво свидетельствуют найденные археологами и краеведами клады монет разных эпох по Паре. Рядом была Ока, подходившая здесь своим южным выступом в плотную к «Большой» дороге.

Почти регулярно Рязанское княжество из года в год подвергается опустошениям. Люд бежит за «границу», прячась в этом "Большом лесу». Одни названия природного ландшафта по р. Паре говорили о многом. Здесь и "Кудеяров овраг», "Злынский бугор», «Разбойные грядки», «Батыева дорога», «Разбойный бугор». А из полсотни рек и речушек мы найдём и р. Уда, р. Ибреда, р. Шиш, р. Уша, р. Пинхарь и т. д. только по названиям здесь тебе и бродники, и ушкуйники, и шиши. Для обозначения «Болшого» леса вдоль «Большой дороги» и применили имя Шишевский (Шишев) лес, по имени княжеской охраны вдоль Большой дороги – шишей.

Шиши, являлись княжеской пограничной стражей по обеспечению безопасности на этих коммуникациях. С 1316 года рязанские князья отдадут два важнейших пути на восточной границе княжества, «две околицы», своим окольничим Шиловским. Шиши обеспечивали эти две коммуникации, на реке Оке и на Большой дороге.

Шиши - так назывались дозорные, сидевшие на деревьях, увидев неприятеля, зажигали бересту и смолу. Ночью сигнал мог передаваться как огнем, так и конным нарочным. Свое имя – «шиши» пограничная стража получила, наверное, сразу с начала своей работы. Сидевшим круглые сутки на деревьях, как свисающие елочные шишки, княжеским дозорным не потребовалось много времени, чтобы определить свое имя.

Черный дым был сигналом – «внимание!», «приближается враг!».

Другой шиш повторял действия первого, и так по всей цепочке. Днем и ночью.

На протяжении нескольких веков шиши оставались единственными хозяевами и владельцами как «Большой дороги», так и окружавшего ее леса и другой среды. Внезапные и частые набеги степняков таили в себе большую опасность. Поэтому «Большая дорога», как военная и торговая коммуникация, была под постоянным наблюдением.

Вдоль дороги, на местах, возвышенных и на высоких деревьях, в пределах видимости «дымного сигнала» располагались княжеские дозоры. Таким возвышенным местам обычно сопутствовали не менее крутые балки, овраги и урочища, по дну которых протекала какая-либо речушка. Все вместе были естественным препятствием, для организации обороны. На таких местах наблюдения располагались княжеские дозоры, состоящие из шишей. Урусского историка XIX века Николая Устрялова к «Дневнику» Самуила Маскевича, о «шишах» сказано, что они: «вольница, не признающая ничьего начальства, кроме своих атаманов».

Нужно заметить, что легендарная общерусская пословица "В Рязани грибы с глазами! Их едят, они глядят!» родилась именно здесь. Когда грибник видит срезанный или сбитый гриб, он сразу определяет, что здесь кто-то уже прошел. Так и шиши. Они зону Шишевского леса вдоль Большой дороги сделали запретной для местных жителей. Поэтому когда ордынец, например, срезал грибы, и затем, сварив, ел их, они действительно «глядели», т. к. место, где они были срезаны, оставались глазами Рязанской земли и ее пограничной стражи и предупреждали об опасности. (Эта система, разработанная шишами, действует точно также и сейчас на государственной границе РФ, в местах, где она проходит по лесным участкам).

Также шиши, разработали для своих пограничных секретов, которые несли службу на высоких деревьях, специальную систему жестов для общения. Самый знаменитый из которых – шиш, т. е. «нет» - известен по всей России.

Эта система жестов также ныне используется в спецвойсках, когда требуется действовать скрытно (1).

Известный географ Пётр Петрович Тян-Шанский в «Полном географическом описании нашего Отечества» пишет, что вблизи Путятино у с. Глебово протекает речка Шиша — приток Тырницы. Учёный выдаёт гипотезу, что здесь-то вероятно и находился Шишов лес, под которым в 1365 году русские князья Олег Рязанский, Владимир Пронский и Тит Козельский настигли татарского хана Тогая, полонившего Переяславль-Рязанский и его окрестности и возвращавшегося в своё Наровчатское княжество с громадной добычей. «Был у Шишова леса между русскими и татарами бой лютый, пало много воинов с обеих сторон, но русские князья наконец одолели, и Тогай едва спасся бегством с небольшой дружиной, потеряв всю свою добычу», — пишет Тян-Шанский. Любопытно, что победа у Шишова леса была первой победой русских над татарами. Только лишь через 13 лет, в 1378 году случилась вторая победа на Воже, а третья — через 15 лет, в 1380 году на Куликовом поле.

Рязанское княжество, первоначально Муромо-Рязанское, выделилось из Черниговского княжества в 12 веке. Изначально эта земля была населена финской муромой, однако была активно колонизирована славянами, преимущественно северянами и их ответвлением, вятичами. В 15 веке Рязанское княжество осталось одним из немногих, независимых от Московского. Именно оно стало убежищем для хлыновской вольницы, когда в Вятскую вечевую республику пришла москва.

В конце XV века вольная Вятская вечевая республика ушкуйников с выборными воеводами, ватаманами и попами в ходе нескольких военных походов была взята под контроль Москвы (в 1459 и 1489 годах). Часть населения бежала, часть была расселена на южной границе России. Те и другие вполне могли стать основанием казачества Дона, Волги и даже Днепра (именно поэтому мой первый пост и был о хлыновцах).

В Рязанском княжестве хлыновцы осели на юге. Там же, вероятно, они смешались с черкассами (полутюркским-полукавказским православным населением низовьев Дона, бежавших ранее от татарского нашествия, образовав особую общность - казаков. Вот что пишет по этому поводу историк донского казачества Савельев:

В 1520 году Москва, окрепнув от разорительного и унизительного татарского рабства, начала завоевательную политику по отношению соседних княжеств и покорила, между прочим, своей власти обширное и вольное Рязанское княжество, населенное в южной части преимущественно казаками, потомками оттесненных с Дона на север татарскими полчищами Черкас.

Казаки эти наиболее густо селились в местности, называемой Червленным Яром, и, видимо, находились в постоянном общении с Донцами, Гребенцами и Волжцами, с которыми нередко соединялись для речных и даже морских разбоев.

Удивительно, что население теперешней Рязанской губернии, находящейся от Москвы всего в 200 верстах, сохранило до сих пор резкие особенности в говоре, обычаях, одежде и быте, не в пример соседним губерниям, совершенно слившимся в одно целое с москвичами. В песнях рязанцев, некоторых обычаях и особенно в фамилиях наблюдается удивительное сходство с Донцами и Гребенцами. Это обстоятельство тем более поразительно, что между Рязанью и Доном, не говоря уже про Кавказ, лежат целых две губернии, население которых ничего общего, по приведенным признакам, не имеет с казаками.

В XVI веке городовые казаки, и прежде всего рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. Мещёрские (городецкие) казаки упоминаются в документах с 1491 г. Главные их силы были в порубежье с ногайскими татарами, в том числе земля рязанская, верховья Дона. Так, в 1493 г. мещёрцы приходили воевать с турками к Азову. Постепенно выходцы из Рязанской земли, касимовские татары и татары-мещеряки стали селиться на берегах Дона и Волги. Эти люди, называвшиеся казаками, жили в укреплённых городках, построенных ими по берегам рек и на островах. Историки предполагают, что в 1549 г. основателем казачьих городков (станиц) на Дону был выходец из Мещеры Сары-Азман. Старинный русский историк В. О. Татищев в сообщении о происхождении донских казаков отмечает, что «начало сих казаков из дву мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской (скорее всего, Данков), 16 вёрст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены»

В этот же период (конец 15. нач. 16 века) рязанские и донские казаки расселяются и на Яик, дав начало Уральскому (Яицкому) казачеству. Родоначальником уральских казаков полагают полумифического атамана Василия Гугню, по одним источникам донского казака, по другим - ушкуйника-хлыновца (или резанца).

В середине 16 века, после присоединения Рязанского княжества к Москве, остатки рязанских казаков уходят на Волгу и на Терек, где дают начало Волжскому и Терскому (Гребенскому) казачеству. Хотя Савельев выводит терских казаков из старого православного населения Кавказа, он признает факт переселения части рязанцев на Терек:

Держась морского берега, казаки скоро достигли устья Терека, поднялись по реке вверх на 150 верст и соединившись с коренными обитателями гребней – Кабардинцами, Черкасами и Кумыками, осели прочно на Кавказе, построив по старому обычаю укрепленные городки, развалины которых видны и до настоящего времени по левому берегу Терека.

Впрочем, сделавшись гребенскими казаками, Рязанцы не могли забыть своих родных мест и их всегда тянуло к единоверному Московскому государству, завладевшему старой Рязанью. Переселенцы постоянно поддерживали связь с Донцами и особенно с Волжцами, а через них – и с Москвой.

Игорь Корякин.









































































Внимание! Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Главные новости на экспорт | Просмотров: 1916 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]